Роль школьного  музея в  развитии военно-патриотического воспитания учащихся

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.

В этом году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея.

Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

В 2001 году учащиеся под руководством педагогов начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов к 50-летию юбилея школы. В результате этой работы накопилось много полезных, нужных материалов об учителях-ветеранах, о выпускниках и все, что относилось к деятельности нашей школы и таким образом, в ноябре 2002 года по приказу директора Москвитина Н.Н.  был открыт  музей «История родной школы». Общий объемом площади музея составлял 22 кв.м. Инициатором создания школьного музея является Пестерева Людмила Сергеевна, учитель высшей категории, Отличник образования РСФСР, ветеран педагогического труда.  За время работы Пестеревой Л.С. в период с 2002 по 2007 гг. было собрано много материалов об учителях-ветеранах, ветеранах войны и тыла Намского улуса в виде стендов, фотографий, воспоминаний, альбомов и брошюр. Вместе с Советом музея, учащимися и администрацией школы проводились мероприятия, посвященные  ВОВ, такие как сбор открыток,  плакатов; проведение благотворительный акций для  ветеранов и т.д.           

         В 2007 г. после проведения в школе капитального ремонта,  для музея было выделено помещение с общей площадью 12 кв.м. В связи с тем, что материалов стало много, а площадь  нынешнего музея не может размещать такой объем материала, по решению Совета музея оформили музей в соответствии приближенной к стандарту технического оснащения государственных музеев с соблюдением современных условий.

По своему профилю «История родной школы» является музеем истории школы. Он воссоздает страницы истории школы, рассказывает о жизни выпускников, учителей. Но в настоящее время музей вместе с этим преобразуется в профиль музея Боевой и Трудовой славы. Это объясняется с тем, что наша школа приняла ввести в деятельность школы комплексную программу развития патриотического воспитания учащихся с целью развития системы патриотического воспитания школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.

 Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

 Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

Таким образом, основные задачи школьного музея следующие:

 - участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

  - участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;

- участие в научно – исследовательской деятельности;

- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Целевая аудитория: учащиеся и учителя

Возрастная категория посетителей: 7-17 лет.

Экспозиционная площадь музея представлена 6 разделами в виде стендов, витрин, стеллажей.

Стенды:

•Ø       «История школы»

•Ø       «Учителя – ветераны педагогического труда»

•Ø       «По стопам учителей»

•Ø       «Уголок славы Великой Отечественной войны»

•Ø       «Сотрудничество-Содружество»

•Ø       «Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»

Описание экспозиций

«История школы»

Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены  фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы.

«По стопам учителей»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения выпускников, работающих в нашей школе.

«Учителя-ветераны педагогического труда»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена Книга Почета «Мы гордимся вами»

«Уголок славы Великой Отечественной войны»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках ВОВ с Намского улуса. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет.

«Сотрудничество-содружество»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения о деятельности КИДа «Северное сияние», о переписке учащихся  с детьми участников эскадрильи Нормандия-Неман.  Также приведены сведения об участниках  и руководителе проекта «Защитник Отечества».

«Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляется о поисково-исследовательской работе учащихся  и руководителя по маршруту Намцы – Якутск – Москва – Ржев. Также отдельно  выставлена экспозиция в виде витрины, где хранятся боеприпасы времен ВОВ – 3 единиц (1 каска, 2 гильзы). Остальные 10 единиц в скором времени должны быть отправлены из г. Ржевск.

В музее ведется проект «Виртуальный музей» (2 ч.) и «Известные люди Намского улуса» (1 ч.). Проекты  рассчитаны на учащихся  в возрасте 16 – 17 лет и 13-14  лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 ч. в год), обучение актива музея -5 человек- 1 год – 1 раз в неделю по 1 часу (34ч.). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Кроме этого в школьном музее проводятся конкурсы,  встречи с интересными людьми,  музейный праздник.

•1.      Разработан план использования композиций школьного музея для увековечения памяти воинов-земляков;

•2.      С 2003 года на базе музея проводятся семинары для классных руководителей по патриотическому воспитанию;  семинары – совещания с  учителями-предметниками, реализующими программы патриотической направленности;

•3.      В 2007 году учреждены ежегодные переходные вымпелы классным коллективам, в музее проводится вручение почётных грамот учащимся «За активное участие в патриотической работе»;

•4.      Ежегодно в музее проводятся:

•·      творческие встречи с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов;

•·      школьные конкурсы чтецов, конкурс  рисунков (в т.ч.компьютерной графики), посвященных Дню Победы;

•·      отмечаются юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов, воинов-якутян;

•·       проводятся уроки мужества, посвященные Дню Победы;

•·      цикл благотворительных  акций:

•o     «Солдатские письма»

•o      «Герои живут рядом»

•o     «Ветеран »

Постоянные партнеры – Совет ветеранов Намского улуса, краеведческий музей Намского улуса, Отдел воспитательной работы в дополнительном образовании детей Намского улуса, с республиканским комитетом молодежи, с военкоматом с. Намцы.

•·        Разработана «Комплексная программа патриотического воспитания школьников на 2007 – 2010 гг., посвященная 65 – летию Победы;

•·        Проведены поисковые экспедиции в Дальневосточный военный округ (2006 г.); в Тверскую область (2007 г., 2008 г.);

•·        Возобновляется поисковая работа КИДа «Северное сияние» по установлению связи с ветеранами эскадрильи «Нормандия – Неман»;

•·        В 2008 году начата поисковая работа « Дети репрессированных»;

•·        Разработка проекта «Поисково-исследовательская экспедиция под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» по маршруту Намцы – Якутск-Москва-Ржев и участие с этим проектом руководителя экспедиции Григорьевой И.Д., учителя экономики на республиканской конференции «It-bilker»;

•·        Создание Интернет – сайта  «Поисково-исследовательская экспедиция под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» по маршруту Намцы – Якутск-Москва-Ржев», руководитель Григорьева И.Д.;

•·        Разработка сайта «Виртуальный музей»;

•·        II место в улусном  НПК «Шаг в будущее» и рекомендация на участие к региональному этапу НПК «Шаг в будущее»;

•·        Участие в конференции «Ленский округ»

 

 

Музей школы сотрудничает :

•·        со  школой им. Обручева Ржевского района Тверской области;

•·        с 21 – й школой г. Якутска;

•·        с лицеем № 35 г.Ржева;

•·        с МЧС г.Ржева;

•·        с районной библиотекой г.Ржева;

•·        с Намским краеведческим музеем

 

в  2008 году школа участвовала в Республиканском конкурсе по патриотическому воспитанию;

в  2007 и в 2008 году созданы военно – патриотические классы;

Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», тоже также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю села, края и в целом историю России – нашей многонациональной Родины. Мы – педагоги обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга  перед  Родиной, мы растим – наших будущих защитников.

Руководитель музея МОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2»

Винокурова Мария Захаровна, учитель истории

 

 

 

 

 

© ma-vinoku2008

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz